О роли стандартов организаций, технических условий, спецификаций при описании объекта закупки по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ

На всех этапах экономического развития страны Центр всегда был проводником технической политики государства в области стандартизации и метрологии, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.


О роли стандартов организаций, технических условий, спецификаций при описании объекта закупки по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ
Задать вопрос

Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
30 Мая 2022

Стандарты организации (далее – СТО) представляют собой документы по стандартизации, утверждаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Частным случаем СТО являются технические условия (далее – ТУ), утверждаемые непосредственно изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги. И хотя возможность использования ТУ прямо предусмотрена п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ антимонопольные органы на протяжении многих лет обычно отказывают заказчикам в праве их применения при описании объекта закупки. Мотивируют антимонопольные органы свои решения тем, что ТУ ограничивают возможности поставки эквивалентных товаров, по определению указывают на конкретного производителя, а информация о ТУ отсутствует в открытом доступе. Аналогичный подход ФАС России можно встретить и в закупках по Закону № 223-ФЗ, который не содержит прямого запрета на использование ТУ при описании предмета закупки.

При этом еще в конце 2020 года законодательство о стандартизации подверглось серьезным изменениям, оставшимся без внимания большинства специалистов и экспертов в сфере закупок. И связаны они с уравниванием статуса ГОСТов и СТО, в том числе ТУ, с точки зрения описания объекта закупки по правилам Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Дело в том, что еще в 2016 году в п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ были включены требования о том, что заказчик при определении требований к закупаемой продукции должен руководствоваться документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации (далее – документы национальной системы стандартизации). А под документами национальной системы стандартизации п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон о стандартизации) с 29.06.2021 понимаются не только всем привычные ГОСТы (национальные стандарты) и информационно-технические справочники, но и технические спецификации (отчеты), а также СТО, в том числе ТУ, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.

Знание данной особенности позволило одному из заказчиков уже в этом году успешно отстоять правомерность использования технических условий при описании объекта закупки: В описании объекта закупки позиции №14 «Стакан лабораторный полипропиленовый 100 мл по ТУ 9398-002-54287340-2010,118 шт.» Заказчик указал ТУ конкретного производителя, что по мнению участника закупки ограничивает число участников закупки.

В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки…документов национальной системы стандартизации. Документами национальной системы стандартизации являются в том числе ТУ, зарегистрированные в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.

Таким образом, включение ТУ 9398-002-54287340-2010 в описание объекта закупки не противоречит Закону о контрактной системе.

Однако законодатель приравнял к ГОСТам далеко не все СТО и ТУ, обозначая их как документы национальной системы стандартизации. На самом деле документами национальной системы стандартизации являются только те СТО и ТУ, которые были зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов. И далеко не все СТО и ТУ можно считать национальными стандартами, так как их регистрация в Федеральном информационном фонде стандартов является добровольной (ч. 6 ст. 21 Закона о стандартизации, п. 2 Порядка регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий, в Федеральном информационном фонде стандартов (утв. Приказом Росстандарта от 30.04.2021 № 651)).

Также в Закон о стандартизации с целью стимулирования внедрения инноваций было введено понятие технической спецификации (отчета), являющейся документом по стандартизации, утвержденным техническим комитетом по стандартизации и устанавливающим характеристики, правила и принципы в отношении инновационной продукции (работ, услуг), процессов, исследований (испытаний), измерений, включая отбор образцов, и методов испытаний. Техническая спецификация (отчет) также приравнена к ГОСТу, являясь документом национальной системы стандартизации, и может быть зарегистрирована в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе технических комитетов по стандартизации, утвердивших данную техническую спецификацию (отчет) (ч. 3 ст. 21.1 Закона о стандартизации, п. 19 Порядка разработки и утверждения технических спецификаций (отчетов) (утв. Приказом Росстандарта от 30.04.2021 № 652)). Такие технические спецификации (отчеты) заказчики также вправе использовать при описании объекта закупки по правилам Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Разумеется, смысл данных поправок в Закон о стандартизации состоял не в том, чтобы облегчить работу заказчиков по Законам № 44-ФЗ и  №223-ФЗ. По мнению автора, данные поправки были нацелены на то, чтобы легализовать многолетнюю работу некоторых государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием в области разработки собственных стандартов и систем стандартизации с тем, чтобы они могли беспрепятственно использовать свои наработки при описании закупаемой продукции. Для этого им теперь достаточно зарегистрировать разработанные ранее СТО и ТУ в Федеральном информационном фонде стандартов.

Тем не менее, нельзя полностью исключать применение данного правового механизма и в целях злоупотреблений в ситуации, когда СТО, ТУ или техническая спецификация (отчет) содержат нетипичные для большинства производимых товаров качественные, технические или функциональные характеристики. Ведь любое зарегистрированное в Федеральном информационном фонде стандартов ТУ или СТО формально является национальным стандартом и может быть использовано в описании объекта закупки наряду с ГОСТом. А в случае с технической спецификацией (отчетом) и регистрация в Федеральном информационном фонде стандартов не является обязательной для его применения в рамках Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Определенные вопросы вызывает у автора и техническая сторона процесса получения доступа к зарегистрированным в Федеральном информационном фонде стандартов СТО, ТУ, техническим спецификациям (отчетам). Несмотря на то, что размещение документов национальной системы стандартизации, к которым относятся теперь также СТО, ТУ и технические спецификации (отчеты), на сайте Росстандарта прямо предусмотрено п. 4 Порядка (утв. Приказом Минпромторга России от 26.02.2018 № 522), автору не удалось найти в открытом доступе тексты СТО, ТУ и технических спецификаций (отчетов), включенных в Федеральный информационный фонд стандартов. Тексты ГОСТов  и сводов правил (СПвсе же размещены, хотя и в неудобном формате, подталкивающем пользователя к приобретению платных продуктов.

Платный доступ к предоставлению информации, содержащейся в Федеральном информационном фонде стандартов, прямо предусмотрен п. 17 Положения о порядке формирования и ведения федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 № 589). Однако даже обращение к оператору Федерального информационного фонда стандартов - ФГБУ «РСТ» за платной услугой не гарантирует оперативного получения необходимой информации, так как срок предоставления информации составляет 15 рабочих дней со дня поступления запроса оператору, что явно превышает сроки подачи заявок на участие в закупке.

См., например, решение Московского УФАС России от 21.07.2021 по делу №077/06/106-12447/2021 (закупка № 0373200024421000624), решение ФАС России от 12.12.2018 № 18/44/105/1948 (закупка № 0372100022318000104), решение Тульского УФАС России от 28.04.2021 по делу № 071/06/105-313/2021 (закупка № 0166300014621000009), решение Ставропольского УФАС России от 25.04.2016 по делу № РЗ-517-2016 (закупка №0121300039416000055), решение Омского УФАС России от 18.05.2016 №03-10.1/107-2016 (закупка № 0152300039916000018).

Решение Якутского УФАС России от 14.02.2022 № 014/07/3-154/2022 (закупка № 32211055139), решение Московского УФАС России от 09.09.2019 по делу № 077/07/00-9253/2019 (закупка № 31908228169), решение Санкт-Петербургского УФАС России от 08.09.2019 по жалобе № Т02-682/19 (закупка № 31908396964), решение Хабаровского УФАС России от 20.05.2019 по делу № 027/01/18.1-241/2019 (№ 31907771497). И только в решении Оренбургского УФАС России от 27.03.2020 по делу № 056/07/3.2-376/2020 антимонопольный орган прямо указывает на то, что Закон № 223-ФЗ не запрещает требовать соответствие товара техническим условиям. Решение Хакасского УФАС России от 13.04.2022 по жалобе № 019/06/105-189/2022 (закупка № 0380200000122001286)

Первым таким зарегистрированным по новым правилам стандартом организации стал СТО INTI S.20.1-2021 «Задвижки клиновые. Общие технические условия». См., напр.: Госкорпорация «Росатом»; ПАО «Газпром»; ПАО «ФСК ЕЭС».

И в дополнение Госкорпорация “Росатом” получила право разработки сводов правил (ч. 1 ст. 20 Закона о стандартизации), а Госкорпорация “Роскосмос” – право осуществлять обязательную оценку соответствия космической техники, и в последующем – устанавливать особенности технического регулирования через отраслевой закон (ст. 5.6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”).

Информация о всех зарегистрированных СТО/ТУ будет публиковаться в официальном издании Росстандарта – Информационном указателе "Национальные стандарты". 

Оператор утвержден Приказом Росстандарта от 01.07.2016 № 846 «Об операторе Федерального информационного фонда стандартов» п. 20 Положения о порядке формирования и ведения федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 № 589)

Источник: https://www.gostinfo.ru/InformationOfStandardization/Details/2937

Фото: https://gkgz.ru/

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.